Иван Купала

Празднуется Иван Купала в самую кроткую ночь в году — с 6 на 7 июля (по старому стилю — с 23 на 24 июня). Вместе с первым днем Святок этот праздник разделяет астрономический год на две равные части — зимнюю и летнюю.
Как и прочие христианские праздники, Иван Купала имеет языческое происхождение. «Личность» славянского божества Купалы до сих не установлена, и по ее поводу существует масса исключающих друг друга теорий. 6 июля (23 июня) отмечается родственный праздник — Аграфены Купальницы в честь женского божества, которое в христианской традиции отождествляется с Владимирской Божьей матерью. Как-то так получилось, что со временем Аграфена Купальница объединилась с Иваном Купалой.

И если Купала связан с идеей огнепоклонения и врачевания, в честь него жгут костры и собирают травы, то в Купальнице заключена идея водопоклонения, и в честь нее пускают по воде венки и начинают сезон купаний. Вообще, Купала был в большем почете на юге и западе России, а Купальница — на северо-востоке.
В 18 веке церковь запретила праздник Ивана Купалы, который всегда отличался особым разгулом, не характерным для других народных праздников. В частности, в древности в эту ночь приносились человеческие жертвы. Позже нарекания вызывал тот факт, что значительная часть девушек теряла на Ивана Купалу невинность, причем избежать участия в обрядах купальской ночи не удавалось никому. Ко всему прочему, Иван Купала считался днем торжества ведьм, которые на время праздника превращались в свиней, собак или коров, поэтому этих животных выгоняли на улицу. Увидеть ведьму можно было, забравшись под борону или при помощи зажженной страстной свечи, накрытой горшком из-под вареного молока. Древние славяне верили, что ведьмы похищали пепел, оставшийся от купальских костров и обладавший колдовской силой.
Однако, несмотря на церковный запрет, народ продолжал отмечать Ивана Купалу, поэтому церкви пришлось пойти на компромисс и связать языческий праздник с библейским событием — рождеством Иоанна Предтечи, крестителя Господня. Отсюда второе название праздника — «Иванов день». Существует у Ивана Купалы и другие прозвища: «Ведьминская ночь», «Иван злостный», «Иван колдунский», «Иван лопухатый».
Наиболее знаменитые обряды на Ивана Купалу — это:
— молодежные гуляния с песнями и хороводами,
— ношение факелов,
— пляски вокруг костров,
— прыжки парами через костры или кусты жгучей крапивы,
— массовое купание в реке или росистой траве (на севе ре России — это первое купание в текущем году),
— почитание священного дерева,
— сбор целебных трав,
— поиски кладов при помощи цветущего папоротника.
Вот пример одной из купальских игр, которой найдется место и в наши дни. На заходе солнца девушки собираются вместе. У каждой из них в руках-по березовой ветке, украшенной лентами и цветками. Все ветки втыкают в землю таким образом, чтобы получилось символическое дерево «купайло». Вокруг дерева водятся хороводы и поются печальные песни. Спустя некоторое время молодые парни, до сих пор стоявшие в стороне и наблюдавшие за девушками, бросаются на купайло и разносят его. При этом девушки должны любым способом защитить купайло от варварских набегов парней. В забаву можно внести элемент гадания. Например, чью ветку парень схватит, та девушка и будет предназначена ему, по крайней мере, на праздник Иваны Купалы. Главное — заметить, какая ветка кому принадлежит и не дать прознать об этом парням.
Купальская ночь считалась самой сильной в году с точки зрения действенности магических ритуалов, поэтому спать в эту ночь не полагалось. Наши предки верили, что в ночь Ивана Купалы травы и цветы наполняются целебной силой, гадания сбываются, а наговоры и заветы особенно эффективны. Бытовало поверье, что деревья в эту ночь разговаривают друг с другом и даже могут передвигаться. Знахари отправлялись на сборы медвежьего ушка, купаленки (троллиума), богатенки, а также разрыв-травы, против которой будто не мог устоять ни один замок. Под корнями чернобыльника отрывали земляной уголь. На севере России существовало поверье, что точно в полночь недра земли разверзаются, обнажая людям скрытые в них клады и сокровища, и расцветает огненным цветом папоротник (кочедыжник). Кто найдет и успеет сорвать цветущий папоротник, тог сможет отыскать клад и начнет понимать язык, животных и птиц. Естественно, в купальскую ночь и стар, и млад отправлялись на поиски цветущего папоротника.
Только находили его единицы, и то если верить «очевидцам». Между тем символ Ивана Купалы — не папоротник, а иван-да-марья. По преданию, в это растение превратились повенчавшиеся брат и сестра, которые не знали о своем кровном родстве и зачали нежизнеспособного ребенка.
В ночь Ивана Купалы было принято гадать. Использовали троицкие гадания на венках или особые купальские гадания:
— Юноша и девушка, взявшись за руки, прыгали через костер. Если во время прыжка их руки не расходились, значит их ожидала скорейшая свадьба. Если к тому же вслед им летели искры, то свадьбы было никак не избежать.
— Девушка, сорвав цветок иван-да-марьи, шла с ним купаться. Если цветок тонул, значит, девушку ожидало несчастье.
Только в купальскую ночь можно было добыть костку-невидимку, которая способна сделать человека невидимым. Для этого надо было сварить черную кошку, сесть в магический круг перед Зеркалом и начать вынимать из кошки косточки. Та косточка, на которой человек перестанет видеть себя в зеркале, и есть костка-невидимка.
На рассвете по окончании гуляний устраивали символические похороны Купалы, которого изображала соломенная кукла или купальская береза. В разных регионах России Купалу сжигали, топили в реке или разрывали на части и разбрасывали по огородам.